Sources
Delphi Russian Knowledge Base
DRKB - это самая большая и удобная в использовании база знаний по Дельфи в рунете, составленная Виталием Невзоровым

VirtualTreeView, FAQ по компоненту

01.01.2007

Что такое VirtualTreeView?
Это компонент, заменяющий стандартные TTreeView, TStringGrid, TListView, отличается высокой скоростью и удобством работы, а также имеет много расширений.
 
Найти сам компонент можно на сайте:
http://delphi-gems.com/VirtualTreeview/
 
Существует хорошее расширение компонента для работы отображения файлов, аналогично Windows Explorer:

https://www.mustangpeak.net/

Основы работы с компонентом
Рассмотрим пример простейшего приложения с использованием этого компонента, где он будет использоваться только для отображения данных. Думаю, он будет полезен тем, кто начинает работу с этим компонентом.
 
Если компоненты правильно установлены в среде Дельфи, то для начала нужно найти в палитре компонентов найти вкладку VirtualControls, а в ней компонент VirtualStringTree и положить его на форму. Назовем его VST.
 

Компонент не хранит названий элементов дерева. Но зато каждому элементу можно сопоставить указатель на любую структуру данных, где можно хранить название элемента и не только. В связи с этим создадим простую запись, где будет храниться название элемента и его порядковый номер:

type
  PVSTRecord = ^TVSTRecord;
  TVSTRecord = record
    ElementName: string;
    ElementNumber: Integer;
  end;

 

Теперь укажем компоненту, с каким размером данных он будет работать:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
  VST.NodeDataSize := SizeOf(TVSTRecord);
end;

 

И, наконец, займемся самым главным - заполним дерево:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var
  RootNode, ChildNode: PVirtualNode;
  I: Integer;
  Data: PVSTRecord;
begin
  RootNode := VST.AddChild(VST.RootNode);
  if not (vsInitialized in RootNode.States) then
    VST.ReinitNode(RootNode, False);
  Data := VST.GetNodeData(RootNode);
  Data.ElementName := 'Корневой элемент';
  Data.ElementNumber := 0;
  for I := 1 to 10 do
  begin
    ChildNode := VST.AddChild(RootNode);
    if not (vsInitialized in ChildNode.States) then
       VST.ReinitNode(ChildNode, False);
    Data := VST.GetNodeData(ChildNode);
    Data.ElementName := 'Дочерний элемент';
    Data.ElementNumber := I;
  end;
end;

 

Естественно названия элементов отображаться не будут. Для отображения названий элементов нужно создать обработчик события OnGetText:

procedure TForm1.VSTGetText(Sender: TBaseVirtualTree; Node: PVirtualNode;
  Column: TColumnIndex; TextType: TVSTTextType; var CellText: WideString);

var
  Data: PVSTRecord;
begin
  Data := Sender.GetNodeData(Node);
  if Assigned(Data) then
    CellText := Data.ElementName;
end;

 

А теперь немного расширим функциональность нашего приложения: добавим возможность отображения порядковых номеров элементов, которые хранятся в TVSTRecord.ElementNumber:

procedure TForm1.VSTGetText(Sender: TBaseVirtualTree; Node: PVirtualNode;
  Column: TColumnIndex; TextType: TVSTTextType; var CellText: WideString);

var
  Data: PVSTRecord;
begin
  Data := Sender.GetNodeData(Node);
  if Assigned(Data) then
    CellText := Data.ElementName + #32 + IntToStr(Data.ElementNumber);
end;

 

И в завершение необходимо создать обработчик события OnFreeNode, где должна освобождаться память, выделенная под TVSTRecord или любые другие данные, связанные с деревом:

procedure TForm1.VSTFreeNode(Sender: TBaseVirtualTree; Node: PVirtualNode);

var
  Data: PVSTRecord;
begin
  Data := Sender.GetNodeData(Node);
  if Assigned(Data) then
    Finalize(Data^);
end;

 

Освобождение элементов особенно актуально, если в дереве будут динамически создаваться и удаляться элементы.

Создание многострочного дерева

Одним из преимуществ компонента является возможность создавать деревья с многострочными элементами. Теперь рассмотрим, как можно создать такое дерево. За основу возьмем пример из поста #2. Но для того чтобы получить многострочные названия элементов немного подправим процедуру занесения данных в дерево:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var
  RootNode, ChildNode: PVirtualNode;
  I: Integer;
  Data: PVSTRecord;
begin
  RootNode := VST.AddChild(VST.RootNode);
  if not (vsInitialized in RootNode.States) then
    VST.ReinitNode(RootNode, False);
  Data := VST.GetNodeData(RootNode);
  Data.ElementName := 'Корневой элемент с очень, очень, очень, очень, очень, очень, очень длинным названием';
  Data.ElementNumber := 0;
  for I := 1 to 10 do
  begin
    ChildNode := VST.AddChild(RootNode);
    if not (vsInitialized in ChildNode.States) then
      VST.ReinitNode(ChildNode, False);
 
    Data := VST.GetNodeData(ChildNode);
    Data.ElementName := 'Дочерний элемент с очень, очень, очень, очень, очень, очень, очень длинным названием';
    Data.ElementNumber := I;
  end;
end;

 
Следующим шагом нужно добавить хотя бы одну колонку в дерево, причем желательно выставить опцию hoAutoResize в True в VST.Header.Options.

И наконец создаем обработчики двух событий - OnInitNode и OnMeasureItem:


 
procedure TForm1.VSTInitNode(Sender: TBaseVirtualTree; ParentNode,
  Node: PVirtualNode; var InitialStates: TVirtualNodeInitStates);
begin
  Include(InitialStates, ivsMultiline);
end;
 
procedure TForm1.VSTMeasureItem(Sender: TBaseVirtualTree;
  TargetCanvas: TCanvas; Node: PVirtualNode; var NodeHeight: Integer);
begin
  if Sender.MultiLine[Node] then
  begin
    TargetCanvas.Font := Sender.Font;
    NodeHeight := VST.ComputeNodeHeight(TargetCanvas, Node, 0) + 10;
  end;
end;

 

Что приведет к отображению дерева с многострочными элементами.

Многострочные деревья в Win9x

В AdvancedDemo компонента на странице демонстрации многострочных элементов встречаем следующую огорчающую надпись:

Цитата

Since Virtual Treeview uses Unicode for text display it is not easy to provide multiline support on Windows 9x/Me systems. Under Windows NT (4.0, 2000, XP) there is support by the operation system and so full word breaking is possible there. Otherwise you have to insert line breaks manually to have multiline captions. Of course there is no difference in handling between multiline and single line nodes (except for the vertical alignment of the latter).

Но не все так страшно, если не рассчитывать на отображение юникода, а только, скажем, английского или русского текста. Для этого достаточно только поменять в файле VirtualTrees.pas текст процедуры DrawTextW на:


 
procedure DrawTextW(DC: HDC; lpString: PWideChar; nCount: Integer; var lpRect: TRect; uFormat: Cardinal;
  AdjustRight: Boolean);
begin
  Windows.DrawText(DC, PChar(String(lpString)), nCount, lpRect, uFormat);
end;

 

После этого VirtualTreeView будет нормально переносить текст под Win9x, а не только под 2000/XP.

Сортировка VirtualStringTree

Нужно написать обработчики событий OnCompareNodes и OnHeaderClick:

{.$DEFINE SortMainColumnOnly} // Для разрешения сортировки только первого столбца
 
procedure TForm1.VSTHeaderClick(Sender: TVTHeader; Column: TColumnIndex;
  Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

begin
  if Button = mbLeft then
  begin
    with Sender do
    begin
      {$IFDEF SortMainColumnOnly}
      if Column <> MainColumn then
        SortColumn := NoColumn
      else
      begin
        if SortColumn = NoColumn then
        begin
          SortColumn := Column;
          SortDirection := sdAscending;
        end
        else
      {$ELSE}
        SortColumn := Column;
      {$ENDIF}
          if SortDirection = sdAscending then
            SortDirection := sdDescending
          else
            SortDirection := sdAscending;
        Treeview.SortTree(SortColumn, SortDirection, False);
      {$IFDEF SortMainColumnOnly}
      end;
      {$ENDIF}
    end;
  end;
end;
 
procedure TForm1.VSTCompareNodes(Sender: TBaseVirtualTree; Node1,
  Node2: PVirtualNode; Column: TColumnIndex; var Result: Integer);
begin
  with TVirtualStringTree(Sender) do
    Result := AnsiCompareText(Text[Node1, Column], Text[Node2, Column]);
end;

 

Перемещение узлов в VirtualTree с помощью Drag&Drop


 
procedure TForm1.VSTDragOver(Sender: TBaseVirtualTree; Source: TObject;
  Shift: TShiftState; State: TDragState; Pt: TPoint; Mode: TDropMode;
  var Effect: Integer; var Accept: Boolean);
begin
  Accept := Sender.DropTargetNode  <> Sender.FocusedNode; // Drop'ать узел сам на себя нельзя
end;
 
procedure TForm1.VSTDragDrop(Sender: TBaseVirtualTree; Source: TObject;
  DataObject: IDataObject; Formats: TFormatArray; Shift: TShiftState;
  Pt: TPoint; var Effect: Integer; Mode: TDropMode);
begin
  if Sender.DropTargetNode = nil then Exit;
  Sender.MoveTo(Sender.FocusedNode, Sender.DropTargetNode, amInsertAfter, False); // перемещаем узел
end;
 
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
  VST.DragType := dtVCL; // VirtualTree поддерживает так же и OLE Drag&Drop, поэтому явно указываем, что будем использовать механизм, реализованный в VCL
  VST.DragMode := dmAutomatic;
  VST.NodeDataSize := SizeOf(Integer);
  VST.RootNodeCount := 10;
  Randomize;
end;
 
procedure TForm1.VSTInitNode(Sender: TBaseVirtualTree; ParentNode,
  Node: PVirtualNode; var InitialStates: TVirtualNodeInitStates);
begin
  PInteger(Sender.GetNodeData(Node))^ := Random(100);
end;
 
procedure TForm1.VSTGetText(Sender: TBaseVirtualTree; Node: PVirtualNode;
  Column: TColumnIndex; TextType: TVSTTextType; var CellText: WideString);
begin
  CellText := 'Node# ' + IntToStr(PInteger(Sender.GetNodeData(Node))^)
end;

 
 
Также нужно отметить событие OnDragAllowed, в котором можно указать какие узлы можно перемещать, а какие нет. Это событие вызывается только при ручном режиме Drag&Drop'а

 

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

begin
  VST.DragType := dtVCL; // VirtualTree поддерживает так же и OLE Drag&Drop, поэтому явно указываем, что будем использовать механизм, реализованный в VCL
  VST.DragMode := dmManual;
  VST.NodeDataSize := SizeOf(Integer);
  VST.RootNodeCount := 10;
  Randomize;
end;
 
procedure TForm1.VSTDragAllowed(Sender: TBaseVirtualTree;
  Node: PVirtualNode; Column: TColumnIndex; var Allowed: Boolean);
begin
  Allowed := (Node.Index mod 2) = 0; // Указываем, что данный узел можно drag'ать
end;

Предыдущий пример был для случая TreeOptions.SelectionOptions := TreeOptions.SelectionOptions - [toMultiSelect]
 
В случае мультивыделения код изменяется следующим образом

 

procedure TForm1.VSTInitNode(Sender: TBaseVirtualTree; ParentNode,
  Node: PVirtualNode; var InitialStates: TVirtualNodeInitStates);
begin

  PInteger(Sender.GetNodeData(Node))^ := Random(100);
  if Sender.GetNodeLevel(Node) < 2 then
    include(InitialStates, ivsHasChildren);
end;
 
procedure TForm1.VSTInitChildren(Sender: TBaseVirtualTree;
  Node: PVirtualNode; var ChildCount: Cardinal);
begin
  ChildCount := 10;
end;
 
procedure TForm1.VSTDragOver(Sender: TBaseVirtualTree; Source: TObject;
  Shift: TShiftState; State: TDragState; Pt: TPoint; Mode: TDropMode;
  var Effect: Integer; var Accept: Boolean);
var
  i: Integer;
  SelectNodes: TNodeArray;
begin
  Accept := True;
  SelectNodes := Sender.GetSortedSelection(True);
  for i := low(SelectNodes) to high(SelectNodes) do
    if Sender.HasAsParent(Sender.DropTargetNode, SelectNodes[i]) then
    begin
      Accept := False;
      Exit;
    end;
end;
 
procedure TForm1.VSTDragDrop(Sender: TBaseVirtualTree; Source: TObject;
  DataObject: IDataObject; Formats: TFormatArray; Shift: TShiftState;
  Pt: TPoint; var Effect: Integer; Mode: TDropMode);
var
  SelectNodes: TNodeArray;
  PredNode: PVirtualNode;
  i: Integer;
begin
  if Sender.DropTargetNode = nil then Exit;
  SelectNodes := Sender.GetSortedSelection(True);
  PredNode := Sender.DropTargetNode;
  for i := low(SelectNodes) to high(SelectNodes) do
  begin
    Sender.MoveTo(SelectNodes[i], PredNode, amInsertAfter, False); // перемещаем узлы
    PredNode := SelectNodes[i]
  end;
end;

Запретить скроллинг, когда строка шире, чем дерево
Если название узла очень длинное и не влезает по ширине в дерево, то появляется горизонтальный скроллбар. И когда выделяешь такой узел то он центруется по горизонтали.
 
В стандартном дереве с этим сталкиваться не приходилось никому. Поскольку это поведение является достаточно необычным, то возникает вопрос, как это побороть.
 
Отключить это можно опцией TreeOptions.AutoOptions -> toDisableAutoscrollOnFocus = True (см. скриншот)
 

Сохранение и загрузка

procedure WriteString(Stream: TStream; const S: string);

var
  SavePos: Integer;
  Len: Integer;
begin
  SavePos := Stream.Position;
  try
    Len := Length(s);
    Stream.WriteBuffer(Len, SizeOf(Len));
    Stream.WriteBuffer(PChar(s)^, Len);
  except
    Stream.Position := SavePos;
    raise;
  end;
end;
 
function ReadString(Stream: TStream): string;
var
  SavePos: Integer;
  Len: Integer;
begin
  SavePos := Stream.Position;
  try
    Stream.ReadBuffer(Len, SizeOf(Len));
    SetLength(Result, Len);
    Stream.ReadBuffer(PChar(Result)^, Len);
  except
    Stream.Position := SavePos;
    raise;
  end;
end;

Глюк при отображении многострочного текста

В VirtualTreeView 4.3.1 допущена досадная ошибка при вычислении высоты многострочного текста, что приводит к тому, что текст отображается частично, с 3-мя точками в конце. Все дело в том, что в функции вычисления высоты строки ComputeNodeHeight не вычитается размер границы текста (TextMargin). Для того, чтобы эта функция работала правильно, ее нужно изменить следующим образом:

function TCustomVirtualStringTree.ComputeNodeHeight(Canvas: TCanvas; Node: PVirtualNode; Column: TColumnIndex;
  S: WideString): Integer;

 
// Default node height calculation for multi line nodes. This method can be used by the application to delegate the
// computation to the string tree.
// Canvas is used to compute that value by using its current font settings.
// Node and Column describe the cell to be used for the computation.
// S is the string for which the height must be computed. If this string is empty the cell text is used instead.
 
var
  R: TRect;
  DrawFormat: Cardinal;
  BidiMode: TBidiMode;
  Alignment: TAlignment;
  PaintInfo: TVTPaintInfo;
  Dummy: TColumnIndex;
 
begin
  if Length(S) = 0 then
    S := Text[Node, Column];
  R := GetDisplayRect(Node, Column, True);
  DrawFormat := DT_TOP or DT_NOPREFIX or DT_CALCRECT or DT_WORDBREAK;
  if Column <= NoColumn then
  begin
    BidiMode := Self.BidiMode;
    Alignment := Self.Alignment;
  end
  else
  begin
    BidiMode := Header.Columns[Column].BidiMode;
    Alignment := Header.Columns[Column].Alignment;
  end;
 
  if BidiMode <> bdLeftToRight then
    ChangeBidiModeAlignment(Alignment);
 
  InflateRect(R, -FTextMargin, 0);
 
  // Allow for autospanning.
  PaintInfo.Node := Node;
  PaintInfo.BidiMode := BidiMode;
  PaintInfo.Column := Column;
  PaintInfo.CellRect := R;
  AdjustPaintCellRect(PaintInfo, Dummy);
 
  if BidiMode <> bdLeftToRight then
    DrawFormat := DrawFormat or DT_RIGHT or DT_RTLREADING
  else
    DrawFormat := DrawFormat or DT_LEFT;
  if IsWinNT then
    Windows.DrawTextW(Canvas.Handle, PWideChar(S), Length(S), PaintInfo.CellRect, DrawFormat)
  else
    DrawTextW(Canvas.Handle, PWideChar(S), Length(S), PaintInfo.CellRect, DrawFormat, False);
  Result := PaintInfo.CellRect.Bottom - PaintInfo.CellRect.Top;
end;

 

 

Взято из https://forum.sources.ru

Автор: Smike and Jack128